Лучший вариант подвески Lada Kalina для любительских гонок - Отзывы об автомобильных амортизаторах
Выбор автомобильных амортизаторов. Отзывы. Рекомендации.


Последние статьи

Рейтинг амортизаторов для KIA RIO и KIA CEED
Какие амортизаторы выбирают отечественные автолюбители (исследование)
Как устроена, как работает, и как выглядит изнутри автомобильная подвеска

Лучший вариант подвески Lada Kalina для любительских гонок

Речь пойдет о доработке подвески отечественной модели, имя которой – Lada Kalina. В качестве конкурирующих амортизаторов выступают: отечественные комплекты SS20 и Damp и голландские AST.

Подопытный автомобиль Kalina второго поколения. Индекс ВАЗ‑21927 подразумевает среди прочего новый 1,6‑литровый 106‑сильный мотор с регулируемой длиной впускного тракта. Масса автомобиля чуть больше тонны, многие решения тюнинг-компаний отработаны на соплатформенных Lada, поэтому команда специалистов решила подготовить машину для участия в любительских гонках.

Одно из наиболее популярных в нашей стране автомобильных соревнований – чемпионат RHHCC (Russian Hot Hatch Club Championship), где пилоты ездят по профессиональным автодромам в погоне за лучшим временем круга. Контактной борьбы нет: кто быстрее преодолел трассу – тот и победил (формат Time Attack). Из восьми классов упомянутая Kalina попадает в City-Light с потолком мощности 150 л. с.

При всем этом, именно тест подвесок является самой трудоемкой частью работы по совершенствованию автомобиля. Каждый тест давал ответы на некоторые вопросы, но неизменно порождал новые. Поэтому лучше разобраться во всем по порядку.

Если говорить о тюнинге для участия в любительских кольцевых соревнованиях (борьба будет вестись за время на автодроме), то Kalina должна интенсивно тормозить, уверенно проходить повороты и эффективно разгоняться. При этом она должна оставаться удобным автомобилем на каждый день.

Согласно регламенту RHHCC, участникам разрешается дорабатывать ходовую часть и тормозную систему – с них и начали. В первую очередь сменили родные колеса на кованые диски Slik и поставили покрышки Hankook Ventus R‑S3 размером 195/50R15. Это относительно доступные шины категории Extreme Performance. По сравнению с обычными покрышками, даже предназначенными для езды на высоких скоростях, они обеспечивают лучшее сцепление с асфальтом. За счет одной только замены колес удалось достичь уменьшения времени прохождения круга на целых три секунды.

Сопоставимой прибавки заменой передних тормозных механизмов, на которые ложится основная нагрузка в таких режимах, добиться не удалось: разница между наиболее и наименее эффективными комплектами не превысила полусекунды. А выигрыш по сравнению со штатными тормозами у лучших в тесте тормозов JBT – всего секунда.

Таким образом, к тестам подвесок Kalina приступила на цепком Hankook, с четырехпоршневыми тормозами на передних колесах и временем круга 2 минуты 1,7 секунды. Что дадут альтернативные комплекты пружин и амортизаторов?

Комплект амортизаторов SS20

Бренд SS20, под которым самарское НПП “Система Технологий” выпускает элементы ходовой части, известен каждому, кто интересовался доводкой вазовских машин. Опоры, амортизаторы, пружины, стабилизаторы, соединения, рулевые механизмы – всё это самарцы разрабатывают и производят уже полтора десятка лет. Но производитель пришел в беспокойство, кода узнал об условиях тестирования их продукция самой бескомпромиссной серии «Спорт» сулит возможность “насладиться спортивным азартом, почувствовать выброс адреналина от получаемых эмоций и удовольствие от динамичности, острого управления”. Однако в данном случае решающим является вовсе не ощущение, а время круга.

Не без труда была раздобыта стойка настоящей кольцевой Kalina класса “Национальный”, характеристики были сняты на стенде, после чего, собран амортизатор по гоночным мотивам. К нему, опираясь на свой опыт, подобрали пружину и привезли этот комплект на “Смоленское кольцо”. Да не один, а вместе с серийной продукцией из линейки “Спорт”.

К сожалению, с пружинами самарские инженеры не угадали. У кольцевых машин и жесткость выше, и баланс жесткости передней и задней частей иной. В результате выигрыш на экспериментальных стойках оказался несолидным – всего около секунды с круга. Даже на серийном комплекте “Спорт” удалось показать результат получше: минус полторы секунды. Но и это достижение не впечатляет. Значит, нужно поиграть с пружинами и, возможно, еще сильнее уменьшить клиренс. Самарцы обещали доработать комплект под наши задачи, так что, эксперимент можно будет повторить позднее.

Поскольку “Система Технологий” производит комплектующие для подвески, решено было кое-что опробовать на “Калине”. Установили стойки стабилизатора, оригинальные верхние опоры и развальные пластины на заднюю ось, увеличив угол до двух с половиной градусов. С проставками, расширяющими колею, вышла промашка – они неплотно прилегают к ступице, и мы остановились на проставках фирмы Proma. Этот комплекс мер изменил поведение автомобиля на уровне нюансов и позволил снять еще пару десятых секунды с круга, но прорыва снова не случилось.

Амортизаторы Damp

Об истории появления амортизаторов этой марки на отечественных прилавках вряд ли стоит здесь упоминать – нужно лишь отметить, что среди них можно встретить достаточно интересные экземпляры. Ярким тому примером служат заниженные на 50 мм стойки с сохранением хода подвески. Или амортизаторы с регулировкой жесткости на отбой. На тест попали оба комплекта.

Здесь эффект нагляднее. Стойки с настраиваемым усилием отбоя действительно меняют характер Kalina и на обычных дорогах (если асфальт неровный, лучше их “распустить”), и на треке. Время круга сопоставимо с показанным на лучшем комплекте SS20, но при этом плавность хода осталась на приемлемом уровне.

А второй комплект, с более существенным уменьшением клиренса, позволил не только улучшить результат на две секунды по сравнению с серийными стойками, но и наделил автомобиль новыми качествами. Управляемость стала чуть менее интересной: если Kalina со штатной подвеской охотно доворачивается под сброс газа, то с питерскими амортизаторами поворачиваемость стала слегка недостаточной. Но потенциал шин на этой подвеске реализуется лучше: малый клиренс позволил выставить иной угол развала передних колес (–2º), а в поворотах внутреннее колесо почти не пробуксовывает. Стали точнее и реакции: если раньше приходилось заранее задавать траекторию, то на стойках Damp автомобиль следует за рулем почти мгновенно. Неплохой вариант из числа бюджетных.

Эксперимент с амортизаторами AST Suspension

Голландский производитель AST Suspension проектирует и производит элементы и комплекты подвесок уже на протяжении 35 лет. Гамма включает в себя разные линейки – для обычных дорог и для спорта. В нашей стране реализацией ее продукции занимается компания “КМС-тюнинг”. Приятно осознавать тот факт, что голландцы модернизируют свои комплекты с учетом опыта эксплуатации в российских условиях.

Можно было выбрать экстремальную модель 5200 – с выносными резервуарами и разнообразными регулировками, но, во-первых, такая конструкция не допускается регламентом RHHCC, а во-вторых, цена подобного комплекта – треть стоимости Kalina. Спортсменам-непрофессионалам такой ни к чему.

Протестированный комплект из линейки 4100 тоже недешев – втрое дороже отечественных стоек. Есть ли смысл отдавать такие деньги?

Отличительная особенность передних стоек в том, что они винтовые: по-английски конструкция именуется coilover. C помощью гаек на корпусе амортизатора можно перемещать опору пружины по вертикали, регулируя дорожный просвет. Есть возможность многоступенчатой регулировки усилия отбоя. Еще одна особенность – наличие подпружинников, которые при весьма высокой жесткости пружин работают в статике, прожимаясь под весом легкой Kalina.

Первые же круги – и разница, как говорится, на все деньги. Собранное шасси, точные реакции, нейтральный баланс поворачиваемости. И время круга, по сравнению с показанным на штатных стойках, уменьшилось почти на три с половиной секунды.

При этом на подвеске AST можно ездить и в городе – с поправкой на уменьшенный клиренс. Да, она заметно жестче родной, но по сравнению с той же пережатой SS20 отрабатывает неровности благороднее.

Лучший результат, достигнутый заменой колес, тормозов и подвески, позволил сбросить на “Смоленском кольце” не больше семи с половиной секунд. Основной выигрыш – 3,1 секунды – дали колеса. Что касается роли амортизаторов, то лучшие результаты показала подвеска AST, правда она является самой дорогой, да все это – результаты замеров на Kalina со стандартным мотором: легкий и маломощный автомобиль остановить несложно.

Стоит отметить, что самарские инженеры откликнулись на пожелания потребителей, они внимательно выслушали замечания и обещали внести в конструкцию изменения, которые сделают комплект конкурентоспособным на автодроме. Это, в свою очередь, является причиной для проведения повторного тестирования.


Дата публикации: 24.06.2015