Если стучит в передней подвеске “Самары” и “Десятки” - Отзывы об автомобильных амортизаторах
Выбор автомобильных амортизаторов. Отзывы. Рекомендации.



Последние статьи

Рейтинг амортизаторов для KIA RIO и KIA CEED
Какие амортизаторы выбирают отечественные автолюбители (исследование)
Как устроена, как работает, и как выглядит изнутри автомобильная подвеска

Если стучит в передней подвеске “Самары” и “Десятки”

Даже опытные мастера автосервиса признают, что поиск причины стука в подвеске автомобилей марки ВАЗ – это достаточно непростая задача. В большинстве случаев все подозрения падают на ни в чем не повинную амортизаторную стойку, причем, причина поломки может крыться совсем в другом. По всей вероятности, такая тенденция складывается потому, что среди всех элементов подвески именно стойку считают самой сложной и почему-то ненадежной деталью. Стало быть, тут можно ожидать чего угодно.

Даже если с этим не соглашаться, любой стук в подвеске требует немедленной диагностики и устранения – во многих случаях именно он служит индикатором и предвестником серьезных неприятностей. Для того чтобы выяснить истину, можно попробовать разобраться в причинах стуков, возникающих в передней подвеске и рулевом управлении VAZ 2108, 2109, 2110. Кстати, это имеет отношение и к иномаркам с подвеской типа “Мак-Ферсон”, коих в нашей стране великое множество.

Рулевое управление, как первопричина стука в подвеске

Неспроста все начинается именно с этого узла, т. к. нередко именно стук рулевой рейки особенно часто путают со стуком амортизаторной стойки. Тот, что вызван неисправностями в рулевом управлении, проявляется при движении по мелкой “гребенке” и обычно слышен только с одной стороны (так же, как и при неисправной стойке, что и вводит в заблуждение). Тряска ощущается на рулевом колесе.

Причин возникновения рулевого стука существует несколько:

• Повышенный зазор в зацеплении шестерня-рейка как результат износа этих деталей или опорных втулок рейки.
• Изношен рулевой шарнир.

Проверить последнее предположение несложно. Для этого необходимо обзавестись помощником, который быстро, без перехвата, вращает руль влево-вправо, в процессе чего, необходимо прощупать шарниры рулевых тяг. При этом отчетливо ощущается даже небольшой люфт в шарнире.

Неисправность верхней опоры стойки

Собственно, как узел она состоит из опоры (резинового демпфера) и подшипника. Потеря упругости резинового демпфера влечет за собой глухой стук при переезде неровностей – крупных и не очень. Чтобы удостовериться в этом, достаточно измерить зазор между ограничителем и опорой. Если зазор больше 10 мм – опору следует заменить. Надо, правда, иметь в виду, что зазор часто бывает неравномерным по окружности – с одной стороны больше, с другой – меньше. Ориентируются на среднюю величину.

Какова причина возникновения этого стука? Казалось бы, непосредственного соударения металлических деталей не происходит. Но напомним, что гидравлика амортизаторов не очень гасит резкие короткие перемещения поршня. Это функция резиновых опор, обладающих необходимой упругостью. Если же они вытянулись и энергоемкость их снижена, удары демпфируются хуже и передаются на кузов, который может отвечать на это возмущенным гулом (стуком). Износ подшипника опоры.

Стук проявляется так же, как и при потере упругости демпфера (что неудивительно), но ощущается как более резкий, звонкий. Убедиться в неисправности (или исправности) подшипника с полной достоверностью можно, только сняв стойку. Надо учитывать при этом интересную особенность, присущую такого рода дефектам, – подшипник изнашивается неравномерно. В дорожках качения появляются вмятины (выработка) от шариков на тех участках, где они почти постоянно находятся при движении автомобиля по прямой

Шаровая опора

Это “классический источник стуков – в том смысле, что в наибольшей степени он характерен для классики. На переднеприводных автомобилях встречается реже. Изношенный шаровой шарнир вызывает резкий стук при наезде на небольшие неровности. Способ диагностики известен: подергать вывешенное переднее колесо в поперечном направлении. При этом следует не перепутать люфт шаровой с люфтом подшипника ступицы. С целью исключение подобной ошибки лучше попросить помощника подержать педаль тормоза нажатой. Не лишним также будет обратить внимание на состояние резинового пыльника – шарнир с порванным чехлом долго не протянет.

Проверка амортизаторной стойки

Стоит повториться, что стойке нередко приписывают чужие грехи. Истинной причиной стуков она бывает не так уж часто. Тем не менее стойка – узел важный и, безусловно, заслуживает особого разговора. Изношенная, откровенно слабая стойка, пусть и “не вытекшая”, может вызывать отчетливо слышимые удары. Что происходит при движении? Если, к примеру, колесо попадает в яму, усилие отбоя у этой стойки мало, и она не может воспрепятствовать тому, что пружина, распрямляясь, “выстреливает” колесо вниз. Оно, либо коснувшись дна ямы, либо повиснув в воздухе, растягивает стойку до предела. И в том, и в другом случае возникает удар, отчетливо слышимый водителем. Способов диагностики амортизаторов и их стоек много. Самый известный – качнуть усилием рук кузов машины вниз. Если плавно поднялся в исходное положение и остановился – вероятнее всего, стойка в прядке.

Конечно, бывает, хотя и не так часто, что стойка стучит в силу каких-то “внутренних” причин – допустим, отвернулась гайка, удерживающая поршень. Но, как правило, при серьезных дефектах в стойке возникают не стуки, а другие симптомы: усилия сопротивления падают и кузов во время движения раскачивается. При этом нарушается контакт колеса с дорогой, ухудшается устойчивость, управляемость и плавность хода автомобиля. Это – сигнал: стойка требует ремонта или замены.

К другим источникам стуков можно также отнести поломку кронштейна стабилизатора поперечной устойчивости. Эта деталь состоит из двух резинометаллических шарниров, развернутых относительно друг друга и соединенных тонким перешейком. Он-то, бывает, и ломается в месте сварки. Тогда тоже слышны отчетливые стуки при движении по неровной дороге и в поворотах. Чтобы подтвердить или развеять подозрения, достаточно просто подергать рукой за конец стабилизатора. Делать это удобнее при вывернутых в крайнее положение передних колесах.

Случается, “разбиваются” опоры двигателя. Он начинает активно перемещаться, когда увеличивают или сбрасывают газ, особенно на неровностях, и в какие-то моменты “достает” до кузова, касаясь его генератором или поддоном картера. При этом возникают хорошо слышимые стуки, об источниках которых часто не догадываются.

И все же, если уж разговор идет об амортизаторных стойках, то нельзя не упомянуть еще об одной детали. Как известно, автомобили марки ВАЗ на конвейере оснащаются стойками производства Скопинского автоагрегатного завода. Конструкция этих узлов включает в себя гидравлический буфер отбоя. Он вступает в работу, когда, к примеру, колесо, съезжая с бордюра, на доли секунды “вывешивается” и пружина растягивает стойку до предела. Конструкция гидробуфера такова, что сопротивление отбоя резко возрастает при подходе к максимально растянутому положению, тем самым предотвращая удар внутри стойки. Гидробуфер принимает на себя энергию “выстрелившей” пружины, сохраняя детали стойки от повреждений.

При всем этом, в стойках зарубежных производителей гидравлический буфер, как правило, заменен кольцом из эластичного материала. Энергоемкость такой конструкции, конечно, значительно ниже, поэтому импортным амортизаторам в большей мере противопоказаны всевозможные ямы, бугры, люки, особенно когда на машине новые, не просевшие пружины и запас хода колеса вниз невелик.


Дата публикации: 14.04.2015