Амортизаторная продукция для автомобилей на отечественном рынке – обзор - Отзывы об автомобильных амортизаторах
Выбор автомобильных амортизаторов. Отзывы. Рекомендации.


Последние статьи

Рейтинг амортизаторов для KIA RIO и KIA CEED
Какие амортизаторы выбирают отечественные автолюбители (исследование)
Как устроена, как работает, и как выглядит изнутри автомобильная подвеска

Амортизаторная продукция для автомобилей на отечественном рынке – обзор

Рынок амортизаторов в нашей стране – это одна из составляющих рынка., поставляющего запчасти и компоненты для автомобильного транспорта. Согласно оценкам экспертов, весь отечественный рынок автозапчастей примерно соответствует объему в 46 млрд. долларов. Рассматривая каждый из сегментов данного рынка, можно сказать, что на долю амортизаторов приходится 1,1 млрд. долларов, что занимает около 2,4% от рынка автозапчастей.

Принято считать, к примеру, что предприятие СААЗ занимает 30% на вторичном рынке по амортизаторам для автомобилей марки ВАЗ, сюда же включается контрафактная продукция. Таким образом, емкость вторичного рынка вазовских амортизаторов, но правильнее сказать объем рынка, составит 5 – 5,3 млн. штук в год. Совокупно первичный и вторичный рынки амортизаторов на Ладу будет равен 7, 5 млн. единиц.

Учитывая, что на сегодняшний день доля машин ВАЗ находящихся в эксплуатации составляет процентов 30%, значит, считая пропорционально, весь объем рынка амортизаторной продукции можно оценить в 25 млн. штук, тогда как сегмент первичного рынка займет 40%, а оставшиеся 60% - это амортизаторы для розничных потребителей. Емкость вторичного рынка амортизаторов для иномарок соответствует 7-8 млн. единиц. Принимая среднюю стоимость одного комплекта амортизаторов на уровне 2500 - 3000, в денежном выражении годовая емкость амортизаторного рынка оценивается в 1,1 млрд. долларов.

Отечественные производители амортизаторов

Российские производители характеризуются относительно небольшим количеством участников. Наиболее привлекательным для них является сегмент продукции, рассчитанной на легковые автомобили как отечественных, так и иностранных марок, в том числе собранных в России. Преимущества работы в данном секторе очевидны по ряду объективных причин.

Привлекательность данного сегмента обусловлена сравнительно небольшой емкостью рынка отечественных автомобилей, доля которых за последние пять лет стала незначительной из-за изменившихся тенденций в пользу новых и подержанных иномарок. Сейчас главный спрос на амортизаторы ожидается со стороны владельцев иностранных автомобилей. На ряду полного застоя рынка амортизаторов для российских машин, продукция для грузовых автомобилей вообще остается без внимания, но многие компании диверсифицируют свою работу в данном направлении.

На рынке амортизаторов для отечественных легковых машин, на котором, собственно, акцентируется основное внимание в данный момент, представлено не более 10 основных игроков, включая известные зарубежные марки. С точки зрения ценовых характеристик все амортизаторы можно условно разделить на несколько групп, начиная с дорогих и высококачественных, заканчивая массовыми и доступными моделями типа амортизаторов СААЗ и Гродненского автоагрегатного завода. Подавляющую часть продукции составляют амортизаторы иностранных брендов.

В одну из таких групп входят амортизаторы Kayaba и Bilstein, как пользующихся наибольшим спросом на рынке, если в данном случае не учитывать амортизаторы СААЗ, которые, безусловно, являются самыми массовыми. Вторая группа включает амортизаторы типа Sachs, Monroe и Koni, как пользующихся относительно меньшим спросом в сегменте импортных запчастей, это обусловлено разными причинами: в одном случае – это высокая цена, в другом неудовлетворительная маркетинговая политика компаний по продвижению указанных брендов.

Еще можно выделить группу, также состоящую из импортных амортизаторов: Rancho, Herzog, Hola, Delphi, сюда же относятся амортизаторы: Delphi и Finwhale и Fenox. Кроме них, в последнее время появились российские предприятия, чьи амортизаторы стоит отнести к сегменту тюнинг, к таковым относятся марки: Плаза, Асоми и SS20. В глобальном смысле главными конкурентами являются СААЗ и ГЗАА, как традиционные поставщики на сборочные конвейеры российских автозаводов. Но их безуспешная деятельность на вторичном рынке обусловлена узким ассортиментом, но в тоже время более низкими по сравнению с конкурентами ценами.

Однако СААЗ и ГЗАА существенно теснят зарубежные компании Delphi, Finwhale и Fenox. По цене их продукция несущественно превышает стоимость амортизаторов СААЗ и ГЗАА, но в большей степени соответствует ожиданиям массового потребителя по критерию соотношения цены и качества. В целом российские и белорусские производители на вторичном рынке занимают 30 - 40% рынка амортизаторов для автомобилей отечественных марок. Данный сегмент характеризуется широким товарным предложением, но вместе с тем и максимально жесткой ценовой конкуренцией. Продукция производителей более дорогих амортизаторов: Monroe, Sachs, Boge, Kayaba и Bilstein, российских заводов: Плаза, Асоми и SS20, рассчитана на платежеспособного покупателя. Пока данная группа потребителей не столь многочисленна, но в среднесрочной перспективе ситуация, вероятно, изменится, что будет обусловлено увеличением платежеспособности таких клиентов.

Разделение рынка, исходя из различных брендов

Если рассматривать рынок по типам амортизаторов, то около 70% занимают масляные, которые постепенно уступают место газо-масляным. При этом на сегодняшний день наиболее актуальным является направление по амортизаторам преимущественно двухтрубной конструкции. Газовым однотрубным амортизаторам принадлежит несущественная доля на российском рынке, что объясняется их высокой стоимостью, а также отсутствием в России сети качественных скоростных дорог, где преимущества данной конструкции наиболее очевидны. Вместе с тем эти амортизаторы продолжают пользоваться спросом у спортсменов, любителей автотюнинга, а также клиентов, способных платить больше денег и придерживающихся агрессивного стиля вождения.

Маркетинговые исследования, проведенные путем качественного анализа, определили структуру рынка амортизаторов для иностранных машин. В сегменте продукции для иномарок лидирующие позиции занимают бренды Kayaba и Bilstein, вместе они контролируют более 40% данного рынка, Sachs занимает долю 16%. Далее следуют Monroe с долей в 14% и Fenox - 8%.

Итак, в наиболее перспективном сегменте рынка – амортизаторы для легковых автомобилей зарубежные бренды активно оттесняют отечественные компании. Если сейчас количество российских игроков относительно стабильно, то при продолжении такой же конкурентной борьбы в среднесрочной перспективе места на рынке всем уже не хватит.

К тому же успешную деятельность и продвижение российской продукции тормозит ряд внешних и внутренних факторов:

• Появление большого количества новых марок аналогичной продукции;
• Неэффективность стандартных методов продвижения, включая рекламное продвижение;
• Невыраженная маркетинговая стратегия компаний на рынке.

Многие производители ссылаются на то, что маркетинговые усилия по продвижению с помощью традиционной рекламы (СМИ и интернет рекламы) не приносят желаемых результатов, несмотря на значительные финансовые капиталовложения.

Негативным фактором является то, что автолюбители не разбираются в каких-то технических нюансах, а производители не способны с точки зрения простого обывателя простым и доступным для понимания языком рассказать о преимуществах своей продукции. Перечисленные факторы указывают на слабое место в маркетинговой работе многих фирм, включая и зарубежные.

Предприятие Скопинский автоагрегатный завод СААЗ

По информации ОАО СААЗ, завод является крупнейшим производителеморигинальных стоек, амортизаторов и газовых упоров в России. На данный момент годовой выпуск стоек, амортизаторов и упоров составляет более 8,5 млн. штук изделий, доведя при этом уровень дефектности продукции до минимального значения. По статистике завода, более 70% амортизаторов, эксплуатирующихся на отечественных легковых автомобилях в России и странах СНГ сегодня, произведены на ОАО СААЗ.

По мнению специалистов, оценка СААЗ своей рыночной доли несколько завышена, в части вопроса, касающегося 70% амортизаторов, которые установлены на отечественных машинах. Возможно, такого рода статистика и была актуальной в 90-е или начале 2000-х годов, но на сегодняшний день известно, что потребительский акцент давно уже сместился в сторону более дорогих запчастей даже на автомобили ВАЗ. Импортные комплектующие запчасти сейчас пользуются большим спросом на вторичном рынке, поэтому не следует недооценивать это обстоятельство.

Плаза, Санкт-Петербург

Плаза выпускает амортизаторы под брендом Plaza, работает на рынке с 1992 года, производит все типы амортизаторов газовых, масляных и газо-масляных. Доминирующим является направление гидропневматических, то есть газонаполненных амортизаторов однотрубной конструкции, доля которых в общем объеме выпуска завода составляет более 80%.

Такие амортизаторы делаются для всего ряда отечественных и иностранных легковых машин. Отличительной особенностью конструкции однотрубных амортизаторов Plaza является наличие газовой полости с высоким давлением, около 20 атмосфер, отделенной от рабочей полости плавающим поршнем. Шток амортизатора с рабочим поршнем перемещается в заполненной амортизаторной жидкостью рабочей полости. Другая группа – это газонаполненные амортизаторы двухтрубной конструкции, занимающих 15% от общего объема продаж.

Этот тип продукции также выпускается для широкого спектра отечественных автомобилей и популярных иномарок. В последнюю группу входят классические масляные амортизаторы, их доля незначительна, они занимают всего 2% от общего объема продаж. Продукция предназначена для отечественных грузовых автомобилей и автобусов. Три года назад предприятие представило несколько новых изделий: стойки в сборе для автомобилей Тойота и Ниссан. Освоено изготовление амортизаторов для грузовых автомобилей Урал и МАЗ.

Арзамасский машиностроительный завод

На основании маркетинговых исследований амортизаторного рынка России было установлено, что кроме выпуска военной техники, который является основным видом деятельности АМЗ, некоторое время назад завод наладил изготовление амортизаторной продукции. Предприятие выпускает преимущественно масляные амортизаторы.

Данное направление не является доминирующим. В 2007 амортизаторы составили 17% от объема запасных частей, выпускаемых предприятием. Продукция АМЗ рассчитана преимущественно на автомобили ГАЗ и УАЗ. Большая часть продукции 78% поставляется на указанные автозаводы. Доля вторичного рынка в структуре производства амортизаторов составляет 22%.

Компания FENOX

Fenox в Беларуси, осуществляет полный цикл производства амортизаторов и других деталей подвески. Предприятие делает масляные и газомасляные амортизаторы, которые пока только реализуются на вторичном рынке. На долю последних приходится 20% в структуре выпускаемых амортизаторов, 80% составляют масляные. В настоящее время ассортимент компании по амортизаторам насчитывает 25 наименований.

В 2007 году компания сделала свыше 2,5 млн. амортизаторов. Остается открытым вопрос относительно объема продукции Fenox, который попал на российский рынок. По крайней мере, на московском рынке розничных продаж амортизаторы бренда Fenox представлены неудовлетворительным образом.


Дата публикации: 09.09.2015