Амортизатор – неотъемлемый элемент подвески любого автомобиля - Отзывы об автомобильных амортизаторах
Выбор автомобильных амортизаторов. Отзывы. Рекомендации.


Последние статьи

Рейтинг амортизаторов для KIA RIO и KIA CEED
Какие амортизаторы выбирают отечественные автолюбители (исследование)
Как устроена, как работает, и как выглядит изнутри автомобильная подвеска

Амортизатор – неотъемлемый элемент подвески любого автомобиля

Автомобильная подвеска на протяжении всего времени своей эксплуатации подвергается воздействию неровностей дорожного полотна (если таковое присутствует). Именно поэтому каждая современная машина оснащается упругими элементами, которые служат в качестве подушек и препятствуют передаче всех толчков и вибраций на кузов. То, насколько эффективно способны функционировать те или иные упругие элементы, заслуживает отдельного разговора.

В качестве упругого элемента нередко выступает пружина, хотя, ранее более распространенными были рессоры. Существуют альтернативы пружине - торсионные, пневматические, гидропневматические подвески, которые работают на сжатии жидкости или (и) газа. Как всем известно, отечественные дороги отличаются далеко не самым щадящим отношением к автомобильной подвеске – автомобили при движении по ним начинает раскачивать, а это недопустимо. Вот тут-то и выходит на первый план амортизатор.

Да, главная задача амортизатора состоит в том, чтобы демпфировать (гасить) эти колебания. Амортизаторы работают по следующей схеме. В цилиндре амортизатора находится шток с поршнем, который работает в масле. Масло при работе амортизатора перетекает через специальное дросселирующее отверстие поршня, что создает необходимое сопротивление движению штока. Также в амортизаторе должна быть компенсаторная (компенсационная) емкость (камера) со сжатым газом (азот или воздух). Внутри амортизатора двигается поршень и вытесняет излишки жидкости, заставляя сжиматься газ. Когда в качестве газонаполнителя используется воздух - это гидравлический амортизатор. Недостаток воздуха состоит в том, что при постоянной тряске он вспенивает масло, а при еще более сильной могут возникать и пузырьки низкого давления, что значительно снижает эффективность работы амортизатора. В более дорогих амортизаторах используется уже азот. Иногда его закачивают под низким давлением, в несколько атмосфер, - газонаполненные амортизаторы низкого давления. Но кавитация (т.е. возникновение пузырьков низкого давления) и вспенивание остаются.

Решение проблемы было найдено: в компенсационную камеру подали азот под давлением более 20 атмосфер, отделив азот от масла прокладкой-поршнем, который не позволяет азоту и маслу контактировать между собой. И именно это решило проблему кавитации и вспенивания жидкости. Азот под высоким давлением позволяет клапанам поршня работать бесшумно и быстро, а также создает дополнительное усилие на штоке. Такие амортизаторы и более эффективны, и точны. Но газонаполненные амортизаторы не советуют ставить на маленьких автомобилях, ведь дополнительное усилие на кузов, оказываемое такими амортизаторами, вредно для небольших автомобилей с малой массой (например, малолитражные авто).

Не так давно миру были представлены такие разработки, как, к примеру, амортизаторы с регулировкой жидкости. Самые современные системы позволяют делать настройку вообще из салона. Например, такую крутизну устанавливают на дорогие автомобили. А вот компания Boge разработала систему автоматического регулирования дорожного просвета (Nivomat). Когда машина нагружена, то она "проседает" и у нее изменяется клиренс (дорожный просвет). В этом случае колебания колес при движении приводят в действие насос, встроенный в амортизатор, который через несколько метров восстанавливает необходимый для движения машины дорожный просвет. А после разгрузки автомобиля насос автоматически настраивается на старую величину клиренса.

Все дело в том, что амортизатор - та часть машины, о которой даже не задумываешься до того момента, пока она не выйдет из строя. Но как только он перестает эффективно работать, водитель, наконец, может ощутить, насколько езда без амортизаторов некомфортна и даже опасна. С неработающими амортизаторами автомобиль после любого бугра или неровности начинает опасно раскачивать, он способен даже зацепить днищем дорожное покрытие, а амортизаторы может и вовсе заклинить.

Но ведь амортизаторы изнашиваются (выходят из строя) постепенно, и водитель этого просто не замечает. По некоторым данным, в Европе до 35% автомобилей старше пяти лет ездят с испорченными амортизаторами. Что касается ситуации в нашей стране, то она не поддается никакой статистке. Например, при торможении на скорости 50 км/ч по сухой ровной, горизонтальной, дороге (эталонный участок) с одним амортизатором, изношенным на 50%, тормозной путь увеличивается на 2-5 метров, что весьма немало, особенно в плотном транспортном потоке, в напряженном движении, в пробках. И надо сказать, часто именно этих 2-5 метров и не хватает, чтобы избежать трагедии. А вот автомобиль с 50%-ным износом амортизатора, въехавший в водяную лужу на проезжей части, начинает "всплывать" над покрытием и становится неуправляемым, неустойчивым и т. д. (эффект аквапланирования) на скорости примерно 80 км/ч (при нормальном, исправном, амортизаторе этот эффект начинает действовать примерно около 85-87 км/ч).

Ну и "заморенные" амортизаторы повышают риск заноса автомобиля на крутых поворотах, "выбивают" из строя и шины, и пружины, и шаровые опоры, и вообще подвески. А мысли о замене амортизатора возникают лишь тогда, когда из него потекло масло, когда амортизатор вовсе не способен справляться со своими обязанностями. И доводить до этой точки не стоит. Не надо ездить на СТО, чтобы продиагностировать и проконтролировать работу амортизаторов. Нужно просто "придавить" каждый угол автомобиля, и если качка будет дольше положенного одного колебания кузова, то, значит, амортизаторы "дышат на ладан". Надо менять. Фирмы-изготовители обычно рекомендуют проверять состояние амортизаторов после каждых 20 тысяч километров пробега автомобиля.

Если уж пришла пора менять амортизаторы на автомобиле, в таком случае актуальным становится вопрос подбора подходящих комплектующих. Естественно, отечественные амортизаторы дешевле зарубежных аналогов. Также многие производители поставляют изделия, которые еще дешевле, но при этом не уступают по качеству штатным аналогам. Непосредственная же замена - дело тонкое и непростое. Лучше всего производить эту операцию на сервис-центрах, СТО, ведь и хитростей навалом, и гарантию на амортизаторы дают лишь при верной их установке. А идеальный вариант - покупать заветное изделие в фирменных специальных магазинах (но это коль деньги есть), а не на рынках, где дешевле, но есть риск, что всунут нехороший товар.


Дата публикации: 15.07.2015