Кому стоит доверять: тест амортизаторов и его неожиданные результаты - Отзывы об автомобильных амортизаторах
Выбор автомобильных амортизаторов. Отзывы. Рекомендации.


Последние статьи

Рейтинг амортизаторов для KIA RIO и KIA CEED
Какие амортизаторы выбирают отечественные автолюбители (исследование)
Как устроена, как работает, и как выглядит изнутри автомобильная подвеска

Кому стоит доверять: тест амортизаторов и его неожиданные результаты

Подвеска любого современного автомобиля – это достаточно сбалансированный комплекс, каждому элементу которого отведена своя функциональная роль. Если говорить об амортизаторах, пружинах и сайлент-блоках, то одной лишь исправной их работы недостаточно – они также должны соответствовать определенным характеристикам. В данной статье речь пойдет именно об амортизаторах и их значениях.

О том, в чем состоит разница между “мягкой” и “жесткой” подвеской, есть представление у каждого водителя. Но у большинства это, скорее, на уровне собственных ощущений в плане комфорта: “наличие, либо отсутствие тряски” или “сильная раскачка, либо жесткое прохождение поворотов”. В действительности же, настройка подвески отражается не только на вестибулярном аппарате человека, но и на уверенности сцепления автомобиля с дорогой.

Соответствие, как данность

Начать, пожалуй, стоит с теоретических данных. Идеальная ситуация, это когда колеса, передвигаясь вверх-вниз, как бы «облизывают» все неровности, а кузов при этом практически не испытывает никакой тряски. Но такого эффекта добиться пока невозможно. Причина этому – разные размеры дорожных неровностей, а также широкий диапазон скоростей, при которых машина может двигаться. Кроме того, во время каждой поездки вес груза и пассажиров не может быть одинаковым. Соответственно, и нагрузка на упругие элементы подвески постоянно меняется. Говоря попросту, задача производителя – так подобрать сочетание жесткости пружин и амортизаторов, чтобы можно было комфортно передвигаться в как можно большем диапазоне этих факторов.

Амортизаторам в данном случае отведена основная роль: они не дают пружине, которая как раз и смягчает ударные нагрузки при движении по неровностям, бесконтрольно “прыгать” вверх-вниз. Также можно представить ситуацию, когда амортизаторы слишком жесткие, либо напротив, слишком мягкие. В таком случае, вес автомобиля в сочетании с жесткостью пружин не может соответствовать степени жесткости амортизаторов. В первом случае результат будет такой, как будто подвески у вас нет вообще. Любые неровности будут передаваться на кузов, то есть водителю и пассажирам напрямую. Яркий пример – классическая телега с осями, закрепленными на днище. Но у автомобиля есть еще достаточно упругие колеса, которые добавят “прыжков” и, соответственно, тряски (представьте себе мячик, который после первого прыжка еще долго не останавливается). Иногда возникает ситуация, когда при достижении определенной скорости машина может даже полностью отрываться от земли, добавляя к отсутствию комфорта еще и потерю управляемости.

По другим причинам, но к такому же результату приведет установка мягких амортизаторов. Только там будут не удары, а мягкие подпрыгивания и постоянная раскачка кузова. Что, в принципе, тоже плохо отражается на самочувствии.

Отсюда вывод: амортизаторы должны обладать определенными свойствами, соответствующими как жесткости пружин, так и весовым параметрам автомобиля. Тем не менее, на рынке предлагается иногда довольно обширный список альтернативы оригинальным амортизаторам. Действительно ли они все подойдут в качестве замены? Или это маркетинговые ходы производителей, стремящихся расширить рынок сбыта?

Отечественные “энтузиасты” решили проверить, насколько безопасно можно следовать рекомендациям продавцов и производителей, известной, как “after-market”.

Альтернатива – достоинства и недостатки

Для того чтобы четко понять ситуацию, необходимо испытать амортизаторы и замерить их характеристики. В данном случае – это усилия при сжатии и растяжении на разных скоростях движения штока. Проверку, конечно, необходимо вести в одинаковых для всех условиях, чего можно добиться только в лаборатории.

Установка для проверки амортизаторов, на первый взгляд, довольно проста: жесткое крепление снизу, передвигающееся вверх-вниз крепление сверху. На самом деле это целый комплекс, состоящий из нескольких составляющих и обеспечивающий как раз равенство всех испытуемых. Показания с измерительных приборов выводятся на компьютер, как в графическом, так и в цифровом виде.

Для испытаний было решено использовать амортизаторы для Ford Focus II, как наиболее популярной модели на вторичном рынке. Поскольку модификаций у этого автомобиля немало, то решили обращаться не в торговые компании или магазины, где замена не всегда предлагается корректно, а напрямую к производителям, и просили изделия, соответствующие оригинальному амортизатору Ford.

Как результат, у экспертной команды на руках оказались четыре модели амортизаторов, которые, по мнению производителей, как раз и подходят в качестве замены оригинала:


• амортизатор газонаполненный (стойка), передний, левый, торговая марка Alca;
• амортизатор газонаполненный (стойка), передний, левый, торговая марка BORT;
• амортизатор газонаполненный (стойка), передний, левый, торговая марка KONI;
• амортизатор газонаполненный (стойка), передний, левый, торговая марка SHINKAI.

Изделия были переданы сотрудникам специализированной лаборатории.

Согласно результатам первоначального анализа, были обнаружены некоторые разночтения в данных о применяемости. Оказалось, что трое из четырех производителей дают довольно широкий спектр применяемости. А между тем, машины-то сильно различаются даже по весу. Из общих характеристик на транспортные средства, предоставленных компанией Ford motor, следует, что:


a. Максимальная масса, приходящаяся на переднюю ось Ford Focus DAS, с двигателем ASD, SHD – 910 кг, а с двигателем KKDA – 1070 кг (для модификаций DG, DS). Разница в 160 кг.

b. Максимальная масса, приходящаяся на переднюю ось Ford Focus C Max, тип DM2, модификации DE, DR изменяется от 950 до 1160 кг, в зависимости от типа двигателя. Это уже 210 кг разницы.

c. Максимальная масса, приходящаяся на переднюю ось Ford C Max, тип WA6, модификации WS, WM изменяется от 1140 кг с двигателем AOWB до 1275 кг с двигателем Q4WA. Разница в 135 кг.

d. Максимальная разница между указанными моделями и комплектациями составляет 365 кг, что составляет более трети массы, приходящейся на переднюю ось самой легкой модификации Ford Focus DAS.


Судя по всему, сказанному выше, амортизаторы с идентичными характеристиками вряд ли смогут обеспечивать оптимальную управляемость и комфорт во всех вариантах.

Не вызывает сомнений утверждение, что производители амортизаторов имеют информацию о максимальных массах, приходящихся на переднюю и заднюю оси всех модификаций каждой марки автомобилей, и должны учитывать это при конструировании и производстве. Однако практика показывает, что не все дают точные рекомендации по применяемости. Ведь производители не намерены выпускать 10 разных амортизаторов, вместо чего попросту разрабатывают демпфирующие узлы, котором присущи усредненные характеристики. Так и попадают в рекомендации Ford Focus II, Ford Focus C Max, Ford C Max и к ним еще Volvo C 30, S40 / V50 и Mazda 3/5.

Заметив то, что к производителям присоединяется большинство продавцов, предлагая “универсальные амортизаторы”, которые подходят к любому автомобилю, лишь бы крепления совпадали, эксперты и решили провести кропотливое исследование, сравнив модели в обширном банке данных с теми амортизаторами, которые предлагаются на отечественном рынке для различных автомобилей.

Для того, чтобы привести полное обоснование, придется расширить статью еще, как минимум, на страницу текста, в чем мало смысла. Поэтому ниже приводятся лишь короткие выводы.

Немного занимательных цифр

По этому принципу и шло итоговое сравнение. Теперь еще немного теории. В данном случае модификации автомобилей (подрессоренная масса, т. е. кузов и всё, что на нем) довольно сильно различаются по весу. Неподрессоренная масса (колеса, рычаги и прочие детали, не закрепленные жестко на кузове), напротив, примерно одинакова. Для более тяжелого автомобиля используются более жесткие пружины, которые обладают большей энергией, и, соответственно, чтобы их сдерживать, требуются большие усилия. Иначе пружина так и будет сжиматься-разжиматься, придавая кузову раскачку. То есть, чем больше нагрузка на переднюю (то, что в нашем случае исследовалось) ось, что чаще всего в одной модели происходит за счет разницы веса двигателей, тем жестче должны быть применяемые амортизаторы. Но в разумных пределах, в противном случае, водитель и пассажиры опять-таки лишаются комфорта, т. к. пружина остается слишком “зажатой” и ее амортизационные свойства ухудшаются.

Поскольку амортизаторы KYB и MONROE в данном случае имеют рекомендации производителей, то именно их показатели можно считать эталонными. Большинство же амортизаторов демонстрируют усилия отбоя больше усилий сжатия. Исключение – низкие скорости перемещения штока, и то не у всех моделей. Но продукция компании SHINKAI ведет себя иначе: у нее при малых скоростях перемещения штока усилие отбоя выше, а при средних и больших скоростях, наоборот. Это приводит к тому, что на отбой амортизаторы слишком мягкие (52,05 кгс против требуемых как минимум 106,4 кгс при скорости перемещения штока 0,52 м/с), а на сжатие – чересчур жесткие (79,19 против максимума 75,3 на той же скорости).

Также нельзя не принимать во внимание то, что практически у всех тестируемых моделей усилия отбоя и сжатия ниже, а в некоторых случаях значительно ниже, чем у рекомендованных производителем аналогов. Исключение составляет SHINKAI 110625, но у него свой путь. Теперь можно поподробнее рассмотреть, о чем свидетельствуют замеренные показатели.

Эталонные модели

Несмотря на то, что амортизаторы KYB 334839 и MONROE G 8802 имеют разные рекомендации, в действительности достаточно схожи. Правда, MONROE по всем показателям жестче KYB, и не случайно именно его рекомендуют ставить, в том числе и на более тяжелые модификации. Но и тот и другой амортизаторы вполне подойдут на одни и те же модели (Ford Focus II и Ford Focus C Max с бензиновыми двигателями) с массой на передней оси 1000 ± 100 кг, и только эксперт сможет заметить существенную разницу в поведении автомобиля. На самых легких вариантах MONROE, впрочем, будет ощутимо жестче, что, с одной стороны, приведет к возможности более “спортивного” стиля вождения.

Если же ставить их на более тяжелые (дизельные) разновидности машин, то тут различие будет также ощутимым: KYB не сможет обеспечить достаточного противодействия более мощным пружинам, так что раскачка кузова усилится и приведет к снижению комфорта. Именно поэтому для таких комплектаций KYB рекомендует другую модель амортизаторов. Именно это можно считать одной из наиболее ярких иллюстраций к вопросу “унификации” амортизаторов для вторичного рынка.


Дата публикации: 26.11.2014