Идеальное демпфирование: стендовые испытания амортизаторов - Отзывы об автомобильных амортизаторах
Выбор автомобильных амортизаторов. Отзывы. Рекомендации.


Последние статьи

Рейтинг амортизаторов для KIA RIO и KIA CEED
Какие амортизаторы выбирают отечественные автолюбители (исследование)
Как устроена, как работает, и как выглядит изнутри автомобильная подвеска

Идеальное демпфирование: стендовые испытания амортизаторов

Любая продукция, предлагаемая для автомобилей отечественного и зарубежного производства, нуждается в проверке, и амортизаторы в данном случае не являются исключением. Руководствуясь этим правилом, отечественные эксперты приняли решение о проведении стендовых испытаний амортизаторов для ВАЗ-2110 и Renault Logan от четырех известнейших производителей – Alca, Monroe, Plaza и TRW. Заранее стоит оговориться: это лишь первая из двух частей теста — дорожные проверки еще только предстоят. Поэтому в настоящий момент победителей и проигравших не будет, а только цифры и определенные выводы. Однако даже стендовые испытания не стали для амортизаторов “легкой прогулкой”, ведь им пришлось как следует поработать в условиях, намного более жестких, чем того требуют действующие в нашей стране нормы.

Любой современный амортизатор является воплощением компромисса. С одной стороны, он должен жестко “держать удар” и не передавать на кузов возникающие дорожные “сюрпризы”, с другой — должен обеспечивать плавность хода и не трясти пассажиров от каждой неровности. В какую сторону сместить баланс, зависит от конкретного автомобиля, сферы его применения. Для спортивного автомобиля BMW M5 важна “острая” управляемость, малый ход подвески, отсутствие кренов при маневрах и защищенность кузова от ударов, ведь скорость его перемещения высока, а надеяться на то, что низкопрофильные шины смягчат удар от ямки, смысла нет. У Renault Logan требования иные: ходы подвески большие, клиренс — высокий, загрузка автомобиля вещами и родственниками — регулярная, а качество дорог в основных местах эксплуатации требует от амортизаторов соблюдать баланс плавности и жесткости, смещая акцент в сторону последнего критерия.

Учитывая тот факт, что автомобилей под названием Renault Logan на наших дорогах значительно больше, нежели BMW M5, было решено протестировать несколько вариантов амортизаторов именно для франко-румынского автомобиля. Для полноты картины эксперты взяли еще по одному комплекту, чтобы проверить их на некогда популярном седане ВАЗ-2110.

Амортизаторы Alca

Основную специализацию немецкой компании ALCA mobil auto accessories GmbH составляют автомобильные аксессуары экономкласса. Первоначально основанное в Берлине, предприятие переселилось в 2001 году в Шторков (Бранденбург) и располагает территорией более 10 тыс. кв. метров.

Тестируемые амортизаторы Alca — двухтрубные, газонаполненные. Гарантия на амортизаторы Alca составляет 2 года.

Амортизаторы Monroe

Monroe — самый крупный производитель амортизаторов в мире; 70 заводов и исследовательских центров компании расположены в 22 странах мира, на них занято 23 тыс. сотрудников. Компания осуществляет поставки амортизаторов как на сборочные конвейеры (65 % от общего объема), так и на вторичный рынок.

Тестируемые амортизаторы Monroe — двухтрубные, газонаполненные. Гарантия на амортизаторы Monroe составляет 2 года.


Амортизаторы TRW

Американская компания TRW Automotive — один из крупнейших в мире поставщиков автомобильных компонентов. Комплектующие поставляются на заводы 40 ведущих компаний-автопроизводителей. Основные направления: тормозные системы, детали подвески, рулевое управление и системы активной и пассивной безопасности. На 185 предприятиях компании по всему миру занято более 60 тыс. сотрудников.

Испытывались двухтрубные газовые амортизаторы TRW. Гарантийный период выяснить не удалось.


Амортизаторы Plaza

Санкт-Петербургский амортизаторный завод «Плаза» является единственным в России заводом по серийному изготовлению однотрубных газомасляных амортизаторов для легковых, грузовых и коммерческих автомобилей отечественного и зарубежного производства. Объем выпуска продукции завода достигает 600 тыс. амортизаторов в год.

В тесте участвовали однотрубные газонаполненные амортизаторы Plaza. Срок гарантии — от 6 до 24 месяцев, в зависимости от условий установки и приобретения.

Условия теста амортизаторов

Согласно действующим требованиям, амортизаторы не должны иметь неокрашенных зон, должны работать без стуков, скрипов и заеданий на всей длине полного хода поршня. Запись рабочих диаграмм при работе амортизаторов с открывающимися клапанами отбоя и сжатия проводят при максимальной скорости поршня в пределах от 0,25 до 0,52 м/с.

Так, были сняты показания гидравлического усилия сопротивлений амортизаторов на специальном стенде, поршни работали при двух скоростных режимах (более медленный дроссельный и быстрый — клапанный). При этом усилия амортизаторов для автомобиля ВАЗ сравнивались с техническими условиями завода-производителя, а показатели измерений деталей для Logan сопоставлялись исключительно между производителями.

При контроле температурной характеристики амортизатора требования не допускают уменьшения силы его сопротивления (при повышении температуры от 20 до 80 °С) более чем на 30 % от первоначального значения как при отбое, так и при сжатии. Однако было принято решение выйти за рамки государственных стандартов, установив более высокую планку. С нормальной температуры (+20 °С) мы разогрели амортизаторы не до 80 °С, а до 100 °С и измерили, как менялось усилие. Больше того, было добавлено еще и испытание морозом, поместив амортизаторы на 10 часов в морозильную камеру, охладив их до -50 °С. После этого замерзшим демпферам снова пришлось поработать “под запись”.

Испытания при нормальном температурном режиме

Амортизаторы для ВАЗ-2110

Результаты измерений гидравлических усилий сопротивления задних амортизаторов для автомобиля ВАЗ-2110 показали, что в обоих скоростных режимах усилия амортизаторов различных марок имеют близкие показатели. Скоростные характеристики на “отбой” и “сжатие” у TRW, Alca и Plaza находятся в одном диапазоне и соответствуют требованиям автозавода ВАЗ. Усилия сопротивлений на “отбой” оказались заметно выше лишь у амортизаторов Monroe.

Показатели измерений на ходе “сжатия” у TRW и Monroe практически совпадают, разница заметна только в дроссельном режиме (при меньшей скорости работы поршня). Plaza при этом продемонстрировала минимальные среди всех участников значения усилий сопротивления на “сжатие”. В клапанном режиме вазовским требованиям отвечает только Plaza. Остальные продемонстрировали усилия выше пределов, заданных ВАЗом.

Показатели измерений на ходе “отбоя” в дроссельном режиме требованиям ВАЗа соответствуют амортизаторы Plaza и Alca, а амортизаторы Monroe и TRW существенно превысили требования техусловий. В клапанном режиме Monroe, TRW и Plaza находятся в одном диапазоне и в требованиях ТУ. Alca при этом показала усилия на 15 % ниже от минимально допустимых значений.

Амортизаторы для Renault Logan

Значения на ходе “отбоя” у всех четырех производителей лежат практически в одном диапазоне: чуть выше у Monroe, чуть ниже у TRW. В дроссельном режиме усилия Monroe превышают значения остальных производителей, а у Plaza и Alca они схожи в показанных результатах.

На ходе “сжатия” амортизаторы Monroe, Plaza и Alca продемонстрировали близкие значения как в дроссельном, так и в клапанном режиме. На ходе “сжатия” лишь TRW значительно превышает по усилиям остальные образцы.

Наиболее близкие значения на ходе “отбоя” в обоих скоростных режимах показали амортизаторы Alca, TRW и Plaza. Monroe по усилиям значительно превышает остальных производителей как в клапанном, так и в дроссельном режимах.

На ходе “сжатия” Plaza и Alca практически идентичны по усилиям. Значительно меньше этих усилий у TRW. Monroe в очередной раз показала самые высокие усилия из представленных образцов.

Экспертное мнение: несмотря на то, что сформулированным требованиям АвтоВАЗа отвечают не все амортизаторы (или не во всех режимах работы), это нельзя считать недостатком или, наоборот, достоинством (например, когда усилия демонстрируются существенно больше требуемых). Можно констатировать лишь тот факт, что поведение автомобиля с такими альтернативными амортизаторами будет отличаться от желаемого инженерами завода-изготовителя (чего многие автолюбители часто добиваются намеренно).

Испытания в условиях перепада температур

Для оценки степени изменения усилий определялся коэффициент отношения измененных гидравлических сил сопротивления (при нагреве и охлаждении) к усилиям в нормальных температурных условиях (при +20 °С). Предоставленные для испытаний амортизаторы показали следующие результаты.

Наиболее стабильные характеристики имеют амортизаторы, показатели коэффициентов которых близки по значениям к единице: чем ближе числа к данному значению при нагреве и охлаждении, тем стабильнее (надежнее) ведет тебя амортизатор.

При нагреве амортизаторов наблюдается снижение значений гидравлических усилий в обоих скоростных режимах (дроссельном и клапанном) и рост выталкивающей силы у газонаполненных амортизаторов. Стоит отметить тот факт, что для нагрева до 100 °С образцам Monroe и Plaza понадобилось большее количество циклов, чем другим образцам, что косвенно говорит о лучшей энергоемкости амортизаторов данных марок.

Амортизаторы, подверженные заморозке, практически не показали выталкивающей силы, при этом наблюдался рост гидравлических усилий сопротивления.

Экспертное мнение: несмотря на то, что условия теста нагревом, в которых оказались “испытуемые”, существенно жестче требуемых действующих норм (100 градусов вместо 80), явных аутсайдеров выявлено не было. Что касается теста холодом (также не предусмотренного госпрограммой проверки), здесь можно отметить амортизаторы Monroe: холод минимальным образом сказался на увеличении гидравлического усилия. По результатам испытаний “замороженных” задних амортизаторов для Logan видно резкое увеличение усилия на компонентах TRW, однако это в большей степени можно считать браком конкретного изделия.


Дата публикации: 10.12.2014