Виды и типы амортизаторов - Отзывы об автомобильных амортизаторах
Выбор автомобильных амортизаторов. Отзывы. Рекомендации.


Последние статьи

Рейтинг амортизаторов для KIA RIO и KIA CEED
Какие амортизаторы выбирают отечественные автолюбители (исследование)
Как устроена, как работает, и как выглядит изнутри автомобильная подвеска

Виды и типы амортизаторов

Амортизаторы используются в конструкции любого транспорта для того, чтобы гасить колебания кузова в результате движения авто по неровностям. Кроме того, от амортизаторов зависит надежность сцепления с трассой. Таким образом, опытные автомобилисты, при покупке нового автомобиля уделяют особое внимание качеству амортизаторов и их техническим возможностям. Повышенное внимание к этому элементу конструкции ходовой части авто со стороны тюнинговых мастерских вполне оправдано, ведь тюнинг авто в принципе, выполняется, чтобы улучшить качественные характеристики транспортного средства. Поэтому, установка на автомобили отечественного производства амортизаторов от ведущих автопроизводителей мирового рынка, зачастую выполняется при тюнинге машины.

Амортизаторы выпускаются нескольких видов, типов и поэтому имеют отличия не только по своей конструкции, но и по техническим возможностям. Первые автомобили, выпущенные в начале 20-го века, вообще не предполагали наличия амортизаторов, так как их функции были возложены на рессоры. В результате колебания автомобиля, оно гасилось благодаря стальным листам, а именно, их трению друг о друга. Но мировая общественность требовала повышенных условий комфортности при передвижении на автомобилях, и поэтому инженеры вынуждены были разрабатывать новую автомобильную деталь. Демпферы, которые начали устанавливать на авто, выглядели, как  сжатые фрикционные диски, проворачивающиеся относительно друг друга при работе подвески. Поскольку фрикционные диски поворачивались с большим усилием, то поглощалась энергия колебаний. Тот факт, что фрикционные диски из-за своей изнашиваемости не могли долго эксплуатироваться, послужил причиной для новых инженерных разработок в области автомобилестроения.

В 20-х годах прошлого века использовалась в качестве объекта, снижающего раскачку кузова, специальная жидкость – были установлены в автомобиле полости, и жидкость перетекала через специальные отверстия из одной полости в иную. В результате длительной практики применения, автопроизводители уяснили, что самым лучшим гидравлическим амортизатором является телескопический демпфер, который и используется в автомобилях и сегодня. Телескопический демпфер отлично охлаждается, он компактен и легок по весу, надежен. В принципе, форма гидравлического амортизатора может быть какой угодно.

Двухтрубные амортизаторы

Конструкция двухтрубных амортизаторов довольно проста – в один, больший по объему цилиндр, помещен меньший цилиндр. Во внутреннем цилиндре, который полностью заполнен маслом, перемещается поршень, который связан с рычагом подвески или кузовом с помощью штока. Больший цилиндр, который мы будем для простоты называть внешним, предназначен для сбора жидкости, вытесняемой штоком. В принципе, внешняя полость амортизатора - компенсационный объема. В результате трения масла, проходящего через калиброванные отверстия, расположенные, как на дне внутреннего цилиндра, так и на поршне, создается снижение силы колебаний. Классическая конструкция, используемая на протяжении длительного времени в автомобилестроении доказала свою надежность, бюджетность и простоту, но в тоже время, она склонна к перегреву, поэтому постепенно сдает свои позиции, уступая место однотрубным амортизаторам.

Двойные стенки двухтрубной конструкции при стремительном передвижении автомобиля, например, внедорожника по неровной дороге, способствуют перегреву жидкости, и в результате, амортизатор практически перестает выполнять свои основные функции – снижать колебание кузова. Повышение температуры во внешнем цилиндре при контакте рабочей жидкости и воздуха, способствует образованию специфической эмульсии, негативно влияющей на качественные характеристики масла. Установка амортизаторов двухтрубной конструкции должна осуществляться под наклоном менее 45 градусов, однако зачастую выполнить это требование невозможно, поскольку компоновка авто не позволяет установку этих амортизаторов таким образом.

Комбинированные амортизаторы

В последнее время, автомобильные производители все чаще предпочитают устанавливать в своей продукции комбинированные амортизаторы, которые являются компромиссным вариантом между двухтрубными и однотрубными. Комбинированные амортизаторы взяли от двухтрубников надежность и доступность для потребителя, а вот повышенная работоспособность, характерная для них, позаимствована у газонаполненных амортизаторов. Конструкция комбинированного амортизатора аналогична двухтрубному, но при этом, они наполняются не воздухом, а газом, который противостоит вспениванию рабочей жидкости. Газ находится под небольшим, максимум, 3 атм, давлением .

Однотрубные амортизаторы

Уже из названия понятно, что конструкция однотрубного амортизатора состоит только из одного цилиндра. В конструкцию амортизатора входит шток, объем которого компенсируется за счет специальной камеры, отделенной от жидкости плавающим поршнем. Камера наполнена газом, и иногда может отделяться от жидкости благодаря установленной мембране. Поскольку амортизатор работает благодаря газу, то его принято называть газонаполненной конструкцией. Для этого типа амортизаторов характерно прекрасное охлаждение, что обеспечивается за счет наличия одинарных стенок. Это способствует длительности эксплуатации амортизации.

Устанавливать амортизаторы, наполненные газом, можно под любым углом, при этом, они не теряют своих качественных характеристик. Наиболее часто такие амортизаторы применяются в комплектации спортивных автомобилей, ведь их кузов наиболее подвержен колебаниям не только в результате езды по плохим дорогам, но и в результате высокой скорости.

Так как отверстия и клапаны у газонаполненных демпферов располагаются только на поршне, то их явным недостатком является более низкая эффективность, по сравнению с двухтрубными аналогами. Однотрубные амортизаторы очень хрупкие, поэтому, даже небольшой камень способный погнуть стенку цилиндра, в результате чего работа амортизатора прекращается, так как заклинивается поршень.

Регулируемые амортизаторы

Регулируемые амортизаторы используются в мировом автопроме с середины прошлого века, поэтому уже более 50-ти лет владельцы автомобилей премиум- и бизнес класса могут изменять настройки работы амортизаторов в своих авто. Если ранее, изменение настроек проводилось только механическим способом, то сегодня этим делом занимается электроника. Для престижных авто характерно изменение нормального режима в спортивный или  комфортный режим. Автоматическое изменение настроек амортизатора электроника проводит в зависимости от скорости передвижения авто, от крутизны поворотов и качества дорожного покрытия, а также от многих других параметров.

Современные производители устанавливают на автомобиль регулируемые амортизаторы двух типов. Для первого типа характерно использование специального магнетореологического масла – оно выполняет функции рабочей жидкости. В области перепускных отверстий поршня присутствует магнит, который создает электромагнитное поле. Благодаря ему, вязкость масла изменяется в результате выстраивания частиц определенным образом. Изменяющаяся вязкость масла влияет на технические характеристики амортизатора. Регулируемые амортизаторы такого типа применяются в автомобилях Ауди и многих других.

Второй тип регулируемого амортизатора изменяет свои характеристики благодаря  электромагнитным перепускным клапанам. Электроника авто в определенной последовательности закрывает и открывает эти перепускные клапаны, и в итоге, переключается режим работы амортизатора. Среди иностранных производителей, активно применяющих этот вид амортизаторов, следует отметить BMW и  Volvo.


Дата публикации: 10.04.2012